Философия в полицентричном мире. Навстречу Российскому философскому конгрессу

  • Александр Юрьевич Антоновский Институт философии РАН
Ключевые слова: метафилософия, наблюдение, миссия философа, философский конгресс

Аннотация

В статье предлагается авторская интерпретация «Роли философии в полицентричном мире». Автор предваряет и ориентируется на тему, заявленную на Всероссийском философском конгрессе 2020 года. В первой части статьи, автор обосновывает значение философской коммуникации как некой зависимой переменной, не имеющей самостоятельного смысла без указания на нечто другое, через которое философия себя – зачастую негативно и нерефлексивно – определяет. Речь идет о глобальных центрах «системной» коммуникации (политика, наука, религия и т. д.), навязывающих свои наблюдения другим сообществам. Обосновывается, что приоритет философской коммуникации обоснован возможностью осуществлять «универсальные наблюдения», чего лишены все иные коммуникативные системы. Во второй части статьи сначала решается методологический вопрос о возможности объяснения ряда феноменов (коммуникаций, наблюдений), для которого которых не требуется указания на внешние факторы, оправдывающих их существование. Обосновывается, что описание и объяснение таких феноменов возможно на пути формулирования «значимых тавтологий» (П. Рэйлтон). Используя этот метод, автор осуществляет содержательное развертывание значимой тавтология «философия есть только философия» и обосновывает, что философия является коммуникацией, способной определять себя (и как следствие, оправдывать собственное существование) универсальным образом: через другое и через саму себя; автор делает вывод, что философия может быть рассмотрено как коммуникативная система (= наблюдатель), миссия которого состоит в генерировании уникального мировозренчески-значимого продукта: универсального самоописания современного общества, где философия совмещает в себе три фундаментальных наблюдательных способности: научной, протестной и художественной активности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Антоновский А.Ю. О науке Макса Вебера: рецепция и современность // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 4. С. 174‒188.
Бараш Р.Э. «Истина» и «власть» как категории социальной философии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 120‒134.
Бараш Р.Э. Хьюэлл против Конта: возможна ли коммуникации между априоризмом и позитивизмом? // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4. С. 202‒208.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996. 240 c.
Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707‒735.
Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003. 528 c.
Касавин И.Т. Рождение философии науки из духа Викторианской эпохи // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2019. № 1. С. 23‒33.
Касавин И.Т. Дилемма ученого после Макса Вебера. // Вопр. философии. 2019. № 7. С. 18‒22.
Луман Н. Эволюция науки // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 52. № 2. С. 215‒233
Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005. 200 c.
Никифоров А.Л. Наука глазами ученых // Вопр. философии. 2019. № 7. С. 23‒27.
Ньето М. Закон Тициуса- Боде. История и теория. М.: Мир, 1976. 192 c.
Патнем Х. Разум, истина и история. М.: Праксис, 2002. 296 c.
Пружинин Б.И. и др. Коммуникации в науке: эпистемологические, социокультурные, инфраструктурные аспекты // Вопр. философии. 2017. № 11. С. 23‒57.
Тухватулина Л.А. Рациональность в праве: подход Н.Лумана // Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки. 2017. № 4. Т. 54. С. 175‒190.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. 542 с.
Шлейермахер Ф. Из сочинения «Нечаянные мысли о духе немецких университетов» // Эпистемология и философия науки / Epistemology & Philosophy of Science. 2018. Т. 55. № 1. С. 215‒235.
Barker P., Goldstein B. R. Theological Foundations of Kepler's Astronomy // Osiris. 2001. Vol. 16, Science in Theistic Contexts: Cognitive Dimensions. Pp. 88‒113.
Bloor D. Durkheim and Mauss Revisited / Ed by Stehr N. Society and Knowledge: Contemporary Perspectives in the Sociology of Knowledge & Science. London: New Brunswick, 2005. P. 51‒75.
Foucault, M. Truth and Power: an Interview with Michel Foucault // Critique of Anthropology. 1979. Vol. 4. Iss. 4. Pp. 131‒137.
Fuller S. Humanity 2.0: What it Means to Be Human Past, Present and Future. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2011. 265 pp.
González-Bailón S., Wang N. Networked Discontent: The Anatomy of Protest Campaigns in Social Media // Social Networks. 2016. Iss. 44. Pp. 95‒100.
Hempel С. Studies in the Logic of Confirmation // Mind. 1945. № 54. P. 1‒26.
Hull D.L. Science as a Process. Chicago: University of Chicago Press, 1988. 600 pp.
Kasavin I.T. Towards Social Philosophy of Science: Russian Prospects // Social Epistemology. 2017. Iss. 1. Vol. 32. P. 1‒15.
Kasavin I.T. Science and Public Good. Max Weber’s Ethical Implications // Social Epistemology. 2019. Vol. 33. Iss. 5. (in print)
Lundgberg G.A. Can Science Save Us? Longmans, Green and Co., 1947. 234 pp.
Merton R.K. The Sociology of Science: Theoretical and Empirical Investigations. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1973. 636 pp.
Meyerson, M. Identity and Reality. N.Y.: Dover Publ., 1962. 495 pp.
Miller P.N. Peiresc’s Europe. Learning and Virtue in the XVII Century. N.Y.: Yale University Press, 2000. 234 pp.
Railton P. A Deductive-Nomological Model of Probabilistic Explanation // Philosophy of Science. 1978. Vol. 45. No. 2. Pp. 206‒226.
Weber, M. Wissenschaft als Beruf. Berlin: Matthes & Seitz Verlag, 2017. 188 pp.
Опубликован
2020-01-04
Как цитировать
Антоновский А. Ю. Философия в полицентричном мире. Навстречу Российскому философскому конгрессу // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 56. № 4. С. 117-138.