МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЗМОМ И ЛОГИЦИЗМОМ: ОТ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА К ЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ АУТИЗМА

  • Гала Валерьевна Максудова-Елисеева Научно-исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Ключевые слова: В. Вундт, психологизм, новый психологизм, аутизм, логицизм, рассуждение

Аннотация

В связи с новейшими исследованиями в философию логики возвращается проблема взаимодействия логики и психологии. Логики и психологи пересматривают отношения между законами логики и особенностями процесса естественного рассуждения, отвергая основную идею антипсихологизма о том, что логика не имеет своим предметом процесс естественного рассуждения. В ходе разгоревшегося на рубеже XIX-XX вв. спора между психологистами и антипсихологистами многие авторы говорили о необходимости взаимодействия этих дисциплин. Однако не все из них были услышаны. В данной статье проблема взаимодействия логики и психологии рассматривается на примере концепции Вильгельма Вундта и одного из исследований рассуждения детей, страдающих аутизмом, проведенного Китом Стеннингом и Мехилом Ламбалгеном. Подобный сравнительный анализ, во-первых, покажет, какие идеи Вундта актуальны для новейших исследований, во-вторых, продемонстрирует значительные отличия между классической и новой формами психологизма.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Alekseev, A., Rupchev, G. "Ponyatie ob ispolnitel’nykh funktsiyakh v psikhologicheskikh issledovaniyakh: perspektivy i protivorechiya" , Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn., 2010, no. 4(12).

Byrne, R. "Suppressing valid inferences with conditionals", Cognition, 1989, no. 31, pp. 61-83.

Frege, G. Grundgesetze der Arithmetik. Bd. 1: Begriffsschriftlich abgeleitet. Jena: Verlag Hermann Pohle, 1893. 266 S.

Husserl, E. Logische Untersuchungen. Bd. 1: Prolegomena zur reinen Logik. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1968. 257 S.

Kurennoy, V. "Psikhologizm i ego kritika Edmundom Gusserlem" , Logos, 2010, no. 5, pp. 166-182.

Kusch, M. Psychologism: A Case Study in the Sociology of Philosophical Knowledge. London: Routledge, 1995. 327 pp.

Kusch, M. "Sotsiologiya filosofskogo znaniya: konkretnoe issledovanie i zashchita" , Logos, 2002, no. 5/6, pp. 1-31.

Lemeshevskiy, K. "Psikhologizm v logicheskikh ucheniyakh kontsinnistov: Khristof Zigvart, Vil’gel’m Vundt i Teodor Lipps" , Ratsio.ru: elektronn. nauch. zhurn., 2013, no. 9, pp. 160-178.

Leslie, A. "Pretence and representation: the origins of a ‘theory of mind’", Psychol. Rev., 1987, no. 94, pp. 412-426.

Russell, J. Autism as an Executive Disorder. Oxford: Oxford University Press, 1997. 313 pp.

Sidgwick, A. "Logik. Eine Untersuchung der Principien der Erkenntniss und der Methodenwissenschaftlicher Forschung. by W. Wundt Review by: A. Sidgwick", Mind, 1880, vol. 5, no. 19, S. 409-424.

Siegal, M. & Beattie, K. "Where to look first for children’s knowledge of false beliefs", Cognition, 1991, no. 38, pp. 1-12.

Sorina, G. V. "Metodologiya logiko-kul’turnoy dominanty: psikhologizm, antipsikhologizm, sub"ekt" , Elektronnoe nauchnoe izdanie Al’manakh Prostranstvo i Vremya, 2013, vol. 3, no. 2.

Stenning, K. & Lambalgen, M. Human Reasoning and Cognitive Science. Cambridge, MA: MIT Press, 2008. 407 pp.

Stenning, K. & Van Lambalgen, M. "Logic in the study of psychiatric disorders: Executive function and rule-following", Topoi, 2007, no. 26, pp. 97-114.

Wundt, W. Logik. Eine Untersuchung der Principien der Erkenntniss und der Methoden wissenschaftlicher Forschung. Bd. 1: Erkenntnisslehre. Stuttgart: Enke, 1893. 587 S.

Wundt, W. Kleine Schriften. Bd. I. Leipzig: Engelmann, 1910. 640 S.
Опубликован
2019-03-21
Как цитировать
Максудова-Елисеева Г. В. МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЗМОМ И ЛОГИЦИЗМОМ: ОТ ВИЛЬГЕЛЬМА ВУНДТА К ЛОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ АУТИЗМА // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 55. № 4. С. 98–113.