"СИТУАЦИОННОЕ ЗНАНИЕ" И ИДЕАЛ ОБЪЕКТИВНОСТИ В НАУКЕ

  • Елена Олеговна Труфанова Институт философии РАН
Ключевые слова: ОБЪЕКТИВНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ, СИТУАЦИОННОЕ ЗНАНИЕ, ФЕМИНИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ЗНАНИЕ, ИСТИНА

Аннотация

В статье рассматривается социально-конструкционистская критика идеала объективности в науке. Показывается, что в качестве замены универсального принципу объективности, применяемому к научному познанию в целом, ряд исследователей (в частности, феминистские философы) предлагает использовать концепцию «ситуационного знания», утверждающую, что любое знание принадлежит только локальной социальной группе и может рассматриваться только в узком социокультурном контексте. Сторонники концепции «ситуационного знания» предполагают, что такой подход будет представлять собой «сильную объективность», которая заключается в признании невозможности нейтральной позиции исследователя в научном познании и как следствие в невозможности получения истинного знания или даже построения научной теории. Вместо этого предлагается дать «право голоса» на научные высказывания каждой из социальных групп, и рассматривать полученные знания как равноценные, реализуя таким образом демократический принцип. В статье демонстрируется проблематичность этой позиции и показывается, что она не только ведет к утрате возможности говорить о науке как об общечеловеческом культурном институте, но и к утрате взаимопонимания и возможности диалога между разными социальными группами, каждая из которых вместо того, чтобы, используя принцип объективности, стремиться искать пути к общему знанию, настаивает на первостепенной ценности только своего локального «ситуационного» знания.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Агацци Э. Научная объективность и ее контексты. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 688 с.

2. Дебласио А. Новые тенденции в альтернативных эпистемологиях//Эпистемология и философия науки. 2010. Т.XXIII. № 1. 2010. C.160-172.

3. Джерджен К. К культурно-конструкционистской психологии//Джерджен К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск, 2003. С.74-89.

4. Кун Т. Структура научных революций. Москва: АСТ, 2003. -605 с.

5. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. Москва: АСТ, 2006. 873 с.

6. Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. Москва: РОССПЭН, 2009. 423 с.

7. Труфанова Е.О. О преимуществах и недостатках социального конструкционизма//Эпистемология и философия науки. 2015. № 1. С.32-36.

8. Черткова Е. Л. В поисках новой эпистемологии (О книге "Культурно-историческая эпистемология: проблемы и перспективы. К 70-летию Бориса Исаевича Пружинина") // Вопросы философии. 2016. № 11. С.78-88.

9. Haraway D. Situated Knowledges: The Science Question in Feminism and the Privilege of Partial Perspective//Feminist Studies. 1988. Vol. 14. No. 3. P. 575-599.

10. Harding S. Rethinking Standpoint Epistemology: What is "Strong Objectivity?//Feminist Theory: A Philosophical Anthology. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. P.218-236.

11. Harding S. Whose Science? Whose Knowledge? Thinking From Women’s Lives. Ithaca, N.-Y.: Cornell University Press, 1991. 336 p.

12. Pasha-Robinson L. SOAS students call for ‘white philosophers to be dropped from curriculum’. Independent. January 9. 2017. URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/soas-university-of-london-students-union-white-philosophers-curriculum-syllabus-a7515716.html

13. Reiss J., Sprenger J. Scientific Objectivity//The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Summer 2017 Edition). URL: https://plato.stanford.edu/archives/sum2017/entries/scientific-objectivity/

14. Top 10 Collins Words of the Year 2016. Collins English Dictionary. 3 November 2016. URL: https://www.collinsdictionary.com/word-lovers-blog/new/top-10-collins-words-of-the-year-2016,323,HCB.html

15. Turner C. University students demand philosophers such as Plato and Kant are removed from syllabus because they are white//Telegraph. 8 January. 2017. URL: http://www.telegraph.co.uk/education/2017/01/08/university-students-demand-philosophers-including-plato-kant/
Опубликован
2018-06-19
Как цитировать
Труфанова Е. О. "СИТУАЦИОННОЕ ЗНАНИЕ" И ИДЕАЛ ОБЪЕКТИВНОСТИ В НАУКЕ // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 54. № 4. С. 99-110.