НОРМЫ В ПОЗНАНИИ И ПОЗНАНИЕ НОРМ

  • Илья Теодорович Касавин Институт философии РАН
Ключевые слова: ЭПИСТЕМОЛОГИЯ, НОРМАТИВНОСТЬ, НАУКА, МОРАЛЬ, ДЕСКРИПТИВНОСТЬ, ОБЪЕКТИВАЦИЯ, СОЗНАНИЕ

Аннотация

Вопрос об эпистемической природе нормы - частный случай вопроса о нестандартном определении знания вообще. Можно ли расширить понимание знания за пределы пропозиций, выраженных повествовательным предложением и описывающим некоторое положение дел? Не являются ли особыми типами знания нравственная норма, эстетический идеал, религиозный символ? Данный вопрос обсуждается на примере спора между М. Уайтом и У. Куайном по поводу нормативных и дескриптивных элементов научного знания и морального сознания. Тезис о специальном эпистемологическом статусе науки, ее эмпирическом базисе и используемых методах лежит в основе натуралистической ревизии эпистемологии Куайном. Уайт, напротив, считает научные наблюдения и моральные переживания равноправными средствами обоснования объективного и нормативного содержания как науки, так морали и искусства. С точки зрения современного расширения предмета эпистемологии позиция Уайта представляется более выигрышной, хотя обе стороны, в конечном счете, не выходят за пределы редукции всех культурных феноменов к фактам индивидуального сознания. Разрешением указанного спора может быть поворот эпистемологической рефлексии к исследованию когнитивного содержания всяких культурных объективаций человеческой деятельности и коммуникации, к конкретному анализу форм репрезентации и функций тех или иных когнитивных феноменов в социальных артефактах. С одной стороны, это расширяет предмет традиционной эпистемологии, вовлекая в него все многообразие сознания, а с другой, подготавливает методологические инсайты для культурологии, этики, эстетики, религиоведения и политологии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб.: РХГИ, 1998. 408 с.
Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М.: РОССПЭН, 2003. 160 c.
Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М: РОССПЭН, 2007. 439 c.
Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного знания. М.: Прометей, 1990. 208 с.
Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. 327 c.
Невважай И.Д. Критерии научности в нормативных теориях: неокантианство и теория права Ганса Кельзена//Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 2-1. C. 25-30.
Gettier E. Is Justified True Belief Knowledge?//Analysis. 1963. Vol. 23. №6. P. 121-123.
Ayer A.J. The Problem of Knowledge. L.: Macmillan & Co., Ltd., 1956. 224 p.
Black M. The Gap between "Is" and "Should"//Philosophical Review. 1964. Vol.73. № 2. P. 165 -181.
Bloor D. Wittgenstein: Rules and Institutions. NY: Routledge, 1997. 192 p.
Boghossian P. Fear of Knowledge. Against Relativism and Constructivism. Oxford: Clarendon, 2006. 160 p.
Boghossian P. Fear of Terminology. An Interview with Paul Boghossian. By Khatchig Mouradian//Aztag Daily, Sunday, June 3, 2007.
Kripke S. A. Wittgenstein on Rules and Private Language. An Elementary Exposition. Сambridge, Massachusetts: Harvard Univ. Press. 1982. 160 p.
Wittgenstein: To Follow a Rule/Ed. by Holtzman S., Leich Ch. NY: Routledge. 2010. 268 p.
Quine W. Reply to Morton White//The Philosophy of W. V. Quine/Ed. by L. E. Hahn and P. A. Lewis. La Salle, Illinois: Open Court, 1986. P. 663 -665.
White M. Normative Ethics, Normative Epistemology, and Quine's Holism//The Philosophy of W. V. Quine/Ed. by L. E. Hahn and P. A. Lewis. La Salle, Illinois: Open Court, 1986. P. 649 -662.
Касавин И.Т. Истина: вечная тема и современные вызовы//Epistemology & Philosophy of Science/Эпистемология и философия науки. 2009. Т. 20. № 2. С. 5-12.
Касавин И.Т. и др. Гуманитарные знания и социальные технологии//Вопр. философии. 2013. № 9. С. 3-30.
Опубликован
2018-06-07
Как цитировать
Касавин И. Т. НОРМЫ В ПОЗНАНИИ И ПОЗНАНИЕ НОРМ // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 54. № 4. С. 8-19.